Размышления об авторской песне

Согласитесь, довольно странное определение «авторская песня», как будто есть песни без автора. Понятие слишком общее чтобы точно отразить феномен этой песенной культуры.
Моему поколению, родившихся в первые послевоенные годы, позволю себе смелое утверждение «поколению романтиков», ближе понятие «туристская песня» и вот почему. Мы толпами, в прокопченных штормовках с абалаковскими рюкзаками и гитарой на выходные дни уходили в лес, а летом в поисках романтики уезжали в экспедиции во все точки СССР, так сказать «за туманом и за запахом тайги». У костра пели песни любимых авторов – реже Окуджавы и Галича, чаще Визбора, Городницкого, Кукина, песни других бардов, имена которых сегодня не на слуху. Для большинства этих авторов и их песен, в силу ряда обстоятельств, дорога к широкому кругу слушателей была закрыта. Среда туристов, искателей приключений, была  главным потребителем их творчества. А первые вечера туристской песни вне леса проходили в ленинградских кафе , таких как «Ровесник», кафе при доме культуры пищевой промышленности или проще «Лепешке». Позже в зале этого ДК уже под эгидой клуба «Восток» стали проходить вечера авторской песни, которые собирали большое число слушателей всех возрастов, зачастую не связанных с романтикой дальних дорог, но очарованных своеобразием этого жанра. Туристы по прежнему оставались доминантой этих вечеров, всех прочих называли «бутербродниками» и относились к ним снисходительно, а сегодня это основная масса, заполняющая фестивали авторской песни.
Появились новые авторы и … «новые песни придумала жизнь». Розенбаум и Митяев – это уже больше эстрада. Каков спрос – такое и предложение. И в этом направлении авторская песня будет развиваться. Трудно судить – хорошо это или плохо, но думается, что настоящая авторская песня или лучше все-таки бардовская  всегда имела сакральный характер и была принадлежностью избранных. К нынешним авторам применимы строки стихотворения поэта Шершеневича:
«Скоро вырвутся на смену оравы
Не знающих сгустков в крови
Машинистов железной славы
И ремесленников любви»
Это не злопыхательство — это просто ностальгия по прошлому.

This entry was posted in Проза. Bookmark the permalink.

Comments are closed.